15-16 мая мы приглашаем вас в восьмой art-weekend в Петербурге! В нём мы знакомимся с живописью, скульптурой, литературой, двумя очень важными доходными домами на карте города и одним не менее важным блошиным рынком. В этот майский уикенд мы с вами:
Два дня мы будем смотреть, слушать, чувствовать, исследовать, восхищаться и обсуждать друг с другом искусство. Как всегда нас ждут главные арт-события и имена, новые встречи и совместные дружеские вечера в необычных и приятных местах этого удивительного города. |
— (Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева со скульптором Павлом Игнатьевым / Манеж В этом году ЦВЗ Манеж стал лауреатом премии The Art Newspaper Russia в номинации "Музей года" - "за умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями, и современным экспозиционным дизайном". Одним из таких проектов мы успеем полюбоваться - первым столь масштабным в России, посвященным русской классической скульптуре. Итак, 160 лет русской скульптуры и свыше 150 уникальных скульптурных работ, собранных из более чем 30 российских музеев (кстати, не всегда самых очевидных - например, из Центрального военно-морского музея, и на выставке вы поймёте, почему). Архитектурно-звуковым решением экспозиции занимались оперный режиссер Василий Бархатов и творческая мастерская «Циркуль». Благодаря им, выставочное пространство трансформировалось в прообраз императорских театров. В качестве саундтрека Бархатов выбрал оперы "Дон Жуан", "Евгений Онегин" или "Жизнь за царя" и другие. Фактически, чтобы показать значимость скульптуры и сосредоточить на ней внимание, кураторы поставили её на сцену, а зрителя... определили туда же. |
— Натан Альтман с куратором Ксенией Ремезовой / KGallery «… "Измы" проходят, - Альтман остается» - так об Альтмане писал Абрам Эфрос в 1922 году. Спустя более чем полвека после прижизненной ретроспективы художника, монографическая экспозиция в KGallery стала первым масштабным проектом, посвященным Натану Альтману. Альтман приехал в Санкт-Петербург в 1912 г. и сразу был принят художественным сообществом, не будучи приверженцем ни определенного направления в искусстве, ни членом знаковых объединений тех лет. Его творческий путь был последователен и продуман: выставки 1910-х годов, в которых он принимал участие, были важными вехами в истории русского искусства (экспозиции «Союза молодежи» и «Бубнового валета», «Последняя футуристическая выставка "0,10"» и другие). Его агитационное искусство, работа в театре и книжной графике получили признание как в России, так и за рубежом. На выставке мы увидим более 100 произведений художника разных периодов творчества: живопись, графика, театральные эскизы, книги, скульптура, фарфор, редкие фотографии и документы, а также личные вещи, предоставленные наследниками художника. Экспозиция объединяет произведения из государственных музеев и частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы. |
— "Полторы комнаты" с Юлией Сениной / Музей Бродского Это не типичный мемориально-литературный музей, где демонстрируют личные вещи и обстановку, а шаг в пространство, где идет осмысление поэзии Бродского и шире. В 2020 г., после работ по реставрации и консервации мемориальных «Полутора комнат», открылся музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского. Музей состоит из двух частей – мемориальной коммунальной квартиры, в одной из комнат которой с 1955 по 1972 год жила семья Бродских, и примыкающего к ней экспозиционного пространства, за которое отвечал известный архитектор и художник Александр Бродский, о котором говорят, что "он умеет достать из предмета подлинную красоту, ничего не придумывая». В этой «новой» части музея остались только подлинные вещи, но теперь это не только печи и лепнина, но еще и кирпичи и дранка, которых раньше было не видно за оштукатуренными стенами, настоящие двери конца XIX века. Сейчас эта часть рассказывает о времени поэта, вкусах и настроениях поколения шестидесятников и о том, как это все соотносилось с поэзией Бродского. Основная концепция «Полутора комнат» - сохранение в них подлинной пустоты. |
— Всё, что надо знать про блошиный рынок, чтобы уйти оттуда счастливым с Юрием Молодковцом / ст. Удельная Говорят, Уделку - "толкучку" на ст. Удельная - ценят не только жаждущие винтажа питерские хипстеры, но и серьезные иностранные коллекционеры, рыщущие в поисках сокровищ. Говорят, она даже входит в десятку лучших блошиных рынков мира! Отправимся и мы на поиски, но не просто так, а под руководством "эрмитажного" фотографа Юрия Молодковца. Это будет экскурсия-практикум. Во время прогулки, нам объяснят устройство цивилизации "Удельная" и расскажет о правильных эстетических переживаниях, собирательстве и коллекционировании милых сердцу предметов; даст мастер-класс по скидкам и дисконтам на сокровища. Фото Юрия Молодковца с той самой Удельной. |
— Дом Мурузи с Еленой Погребной Дом Мурузи - образец ретроспективизма, взявшего всё лучшее у ренессанса и барокко. Здесь и мавританский фасад, и эркеры, и балконы с колоннами, и арки-подковы, и угловые башенки. Построен дом по проекту архитектора А. К. Серебрякова. Семейство Мурузи потратило на возведение дома все свои сбережения - и не прогадало. Как только в 1875 г. началась стройка, весь город следил за ней неотрывно. Через 3 года вырос огромный особняк, обустроенный по последнему слову техники, и стал приносить высокий доход. Дом Мурузи занимает «одно из самых почётных мест на современной литературной карте Петербурга. Здесь жили старший сын Пушкина и писатель Николай Лесков, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Тут был салон символизма и проходили встречи литераторов, близких к народническому журналу «Русское богатство». А после войны в одной из коммуналок жил с родителями Иосиф Бродский и сейчас это пространство превращено в музей "Полторы комнаты", в который мы с вами пойдём сразу после экскурсии. |
— Толстовский дом с Леонидом Григорьевичем Колотило Толстовский дом был построен в 1912 г. по заказу генерал-майора графа М.П. Толстого архитектором Федором Лидвалем, который внедрил в него множество архитектурно-инженерных новшеств того времени. Например, этот дом имел водопровод, прачечную, несколько лифтов и сразу после возведения стал градостроительным феноменом. Вы без сомнения узнаете дом - ведь в его знаменитых дворах снимались к/ф «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Врача вызывали?», «Похождения принца Флоризеля»... Он - культурный феномен Петербурга, притягивающий актёров и режиссеров, артистов балета и музыкантов, поэтов и писателей, спортсменов и военных. Здесь жили Аркадий Аверченко и издатель Алянский, выпустивший в свет поэму Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова. В этом доме бывали Ахматова и Блок, Маяковский и Есенин, Довлатов и Бродский. Здесь было совершено одно из покушений на Григория Распутина... На экскурсии мы увидим, как устроен Толстовский дом»: интерьеры парадных, экспозицию его музея, технические помещения и подвал. Узнаем о Северном модерне и почему он был так популярен, о планировках квартир и о том, как живет Толстовский дом сегодня. |